Оборудовали автопарк АО «Сафьяновская медь» из 41 транспортного средства, среди них самосвалы, погрузочно-доставочные машины и самоходные бурильные установки и другие.
Проблема отрасли
Отсутствие фактических данных о режимах эксплуатации техники, продолжительные простои техники на холостом ходу, перегрев ДВС, отсутствие контроля за давлением в шинах КГШ, отсутствие истории передвижения техники за смену и т.д.
Невозможность снятия мониторинговых данных с техники стандартными общепринятыми способами, так как в шахте отсутствуют сигналы GPS и нет покрытия GSM. Наличие сети Wi-Fi в шахте является преимуществом, но не решает полностью проблемы с передачей данных, так как точки доступа Wi-Fi в шахте, как правило расположены на отдельных горизонтах и автоуклонах, где в течение смены работает лишь часть техники.
Объекты мониторинга (41 ед.):
- Погрузо-доставочные машины «Atlas Copco Scooptram ST1030»
- Автосамосвалы «Epiroc Minetruck MT436»
- Автосамосвалы «SANDVIK TH430»
- Буровые установки «Atlas Copco Boomer S1D»
- Буровые установки «SANDVIK DL 421»
- Вспомогательная техника
Решение проблемы
Программная часть
На сервере предприятия было установлено программное обеспечение «АвтоГРАФ-Сервер». В качестве диспетчерского ПО использовалось «АвтоГРАФ-WEB».
Система позиционирования для техники
Для контроля определения передвижения техники в выработках шахты была создана система из пассивных радио-меток (без батареек). Метки закреплены под сводами штреков на перекрестках автоуклонов и горизонтов.
Бортовое оборудование
Бортовой контроллер со степенью защиты IP65, со встроенными интерфейсами: RS-485, RS-232, CAN, BLE, HDMI, USB, с поддержкой дискретных входов, токовых входов, аналоговых входов, входов для термопар.
Монитор машиниста, сенсорный, со степенью защиты IP65.
Дополнительные датчики: уровня топлива, температуры двигателя, оборотов двигателя, давления в шинах, считыватель RFID-карт, считыватель пассивных радио-меток установленных в шахте.
Общий принцип работы Системы
Бортовое оборудование, установленное на ГТО, обеспечивает сбор данных с узлов и агрегатов ГТО, а также сбор идентификаторов радиометок установленных на сводах штреков подземных выработок в момент проезда ГТО.
Далее в момент проезда ГТО рядом со стационарными точками доступа Wi-Fi установленными в подземных выработках, БО подключается к точке доступа по каналу Wi-Fi (2,4 ГГц) и выгружает на сервер «АвтоГРАФ» всю информацию, хранящуюся в памяти устройства. Время выгрузки информации минимальное, например для выгрузки информации за всю смену, ГТО должно находиться в зоне действия точки доступа не более 1 – 3 минут (с учетом времени необходимом для подключения к точке доступа Wi-Fi»).
Однако, не все ГТО имеют возможность передвижения по подземным выработкам в местах, где установлены точки доступа Wi-Fi (например, буровые установки и ПДМ), поэтому в системе предусмотрена возможность выгрузки информации из БО буровых установок и ПДМ при помощи мобильных точек доступа Wi-Fi (специальная опция «Сборщик данных») активированных на БО автосамосвалов и топливозаправщике, с дальнейшей выгрузкой на сервер «АвтоГРАФ».
Различают 3 типа настроек, в зависимости от типа ГТО:
№ п/п | Тип ГТО | Типы настроек для передачи данных на сервер АвтоГРАФ | Сбор данных с других ГТО |
1 | Вспомогательная техника | Стандарт | Нет |
2 | Автосамосвалы, Топливозаправщик (с опцией «Сборщик данных») | Стандарт + Сборщик данных | Да |
3 | Буровые установки и ПДМ | Через сборщика данных | Нет |
Необходимо учитывать, что данные, предоставляемые системой в основном, являются ретроспективой работы ГТО, и не являются он-лайн данными о местоположении ГТО, за исключением случаев, если ГТО производит работы в непосредственной близости от стационарной точки доступа Wi-Fi.
Были реализованы следующие функции:
Учет работы машиниста:
- идентификация машиниста по RFID-карте;
- время начала и окончания смены машинистом;
- продолжительность смены;
- простои техники: неопределенные или определенные машинистом;
- пробег техники за смену;
- определение маршрута движения техники;
- количество ходок автосамосвалов;
- учет точек погрузки и разгрузки автосамосвала.
Работа двигателя:
- время включения и выключение двигателя;
- общее время наработки моточасов за период;
- время работы двигателя на холостом ходу;
- температура двигателя;
- обороты двигателя;
- статусы тревоги – звуковая сигнализация, например при перегреве двигателя.
Расход топлива:
- общий расход топлива за смену;
- расход топлива на холостом ходу;
- расход топлива в разрезе л/МЧ по каждому машинисту;
- объем заправок.
Давление в шинах
- контроль параметров: высокое давление, низкое давление, высокая температура, быстрая утечка воздуха, отсутствие датчика;
- статусы тревоги – звуковая сигнализация, например при отклонении от нормы или другого нарушения.
Рабочие механизмы
- подъем кузова автосамосвала;
- подъем стрелы ПДМ;
- время использования рабочего механизма для ПДМ и СБУ.
Производственные показатели:
- Маршрут движения горно-транспортного оборудования (далее ГТО).
- Пробег ГТО, км. (по радиометкам)
- Простои, ч-мин.-с (координаты), по видам: Технический, Технологический, Неопределенный
- Расход топлива за смену, л
- Заправка топлива за смену, л
- Наработка ДВС, м.ч.
- Время в наряде (на линии), ч-мин.-с
Измеряемые показатели:
- Местоположение, координаты
- Температура ДВС, 0С
- Уровень топлива в баке, л
- Пробег, км
- Обороты ДВС, об./мин.
- Подъем кузова, для автосамосвалов
- Время использования рабочего механизма.
- Моточасы ДВС
- Давление в шинах